Александр Сорокоумов в своем блоге выложил пост об Ответственности консультанта. Подписываюсь под каждым словом и забираю к себе, чтобы не забыть.
Консультантов постоянно склоняют на всякого рода форумах и тусовках – дескать, у нас совершенно безответственная профессия. Только советы дают, а отвечать ни за что не хотят. Копий вокруг этого вопроса сломано немало. Я посвятил ему отдельную главу в «Трансформации бизнеса». Но… когда пытаешься разобраться в вопросе, в котором тебя принято обвинять «по умолчанию», любые попытки будт так или иначе выглядеть как оправдание.
Сегодня я вдруг подумал: почему бы не зайти с другой стороны? Я сам являюсь клиентом консалтинга, у меня есть персональный коуч, один из лучших в своем деле, и у меня никогда не возникало с ним вопросов о разделении ответственности и прочей фигне.
Почему? Потому, что я как клиент, очень хорошо знаю, кто за что отвечает в наших с ним взаимодействиях.
Итак, для начала задача: однажды после сессии я был настолько взбудоражен, что попал в ДТП и разбил машину. Вопрос: на ком лежит ответственность за этот случай?
Ответ: конечно же, на мне. Любой гаишник вам скажет, что если вы чувствуете себя нехорошо, вам нельзя садиться за руль. Так в Правилах написано. А консультант в данном случае весьма крут: ему удалось поднять на поверхность такую проблему, что от осознания ее я на некоторое время потерял контроль над собой.
Следующая задача: После сессии с консультантом я решил уволить одного из своих сотрудников. Через некоторое время я понял, что ошибся и эта ошибка стоила мне денег. Могу ли я предъявить претензии своему консультанту, особенно если он посоветовал (или поддержал мое решение) уволить данного сотрудника?
Ответ: нет, конечно. Ни один консультант не знает всех особенностей моего бизнеса и не способен просчитать все варианты последствий моего решения так, как это могу сделать я. Какое бы ни было его мнение – это мнение постороннего человека. А бизнес – мой. Поэтому все решения в нем принимаю я сам, и отвечаю за них тоже сам.
Консультант мне дает внешнюю точку зрения, свой опыт и мировоззрение, поддержку, провокацию и все то, что помогает мне двигаться дальше. Но если я споткнулся и упал – это я сам споткнулся и упал.
Третья задача: после того как я так обломался с сотрудником, пойду ли я к консультанту снова и если да, то почему?
Ответ: да. Потому, что мне не нужно от него гарантированно работающего решения. Я хожу к нему для того, чтобы самому эти решения найти. А всевозможные обломы и ошибки – главный учебный материал на этом пути. Внешний консультант же – наилучший помощник в деле разбора полетов и извлечения опыта.
И четвертая задача: а если бы я пришел к нему с претензией по поводу сделанной ошибки и попытался призвать к ответственности – что бы это означало для меня?
Ответ: это бы означало, что я не хочу нести ответственность за свою жизнь. Что психологически я не являюсь взрослым человеком. И мне все еще нужен папа или мама, которые возьмут на себя ту часть моей ответственности, которую я сам пока нести не могу.
Консультант не может гарантированно сделать меня миллионером или помочь построить супербизнес. Это все пытаюсь сделать я сам, на свой страх и риск. А консультанту я плачу деньги за то, что он помогает мне продвигаться к этой цели:
- Не за готовые решения – а за более разносторонний анализ ситуации и большее число вариантов.
- Не за отсутствие проблем – а за то, что он поможет мне быстрее и лучше их осознать, и я смогу лучше и быстрее с ними справиться.
- Не за гарантированный результат – а за поддержку на пути к этому результату. Или к какому-нибудь другому результату, если я вдруг решу, что хочу идти совсем не туда, куда мы договаривались вначале.
Ответственность консультанта передо мной заключается в том, что я должен чувствовать его поддержку и помощь все время, когда она мне нужна. А моя ответственность перед ним – обозначать, где и в чем мне требуется поддержка. Вокруг этого и строятся наши отношения.
Мои же результаты вообще не являются предметом контракта. Они нужны для того, чтобы определить длительность нашей совместной работы (работаем до тех пор, пока я не достигну вот этих результатов). И также они являются главным критерием того, что мы двигаемся в правильном направлении, а не витаем в облаках.
Если я их не достигаю – это целиком моя ответственность перед собой. Консультант здесь мне помогает потерять меньше сил (денег и т.п.), извлечь больше опыта, не отчаиваться и продолжать движение. Если я их достигаю – это целиком моя ответственность перед собой. Консультант здесь мне помогает сэкономить силы, научиться тому, что надо и быстрее двигаться несмотря на обломы.
Как видите, в обоих случаях консультант оказывает мне одинаковую помощь. За это я ему благодарен. И когда я в конце концов дохожу до своей цели, в этом достижении есть заслуга моего консультанта.
Напоследок могу сказать, что за годы работы вопрос о разделении ответственности между консультантом и клиентом стал для меня своего рода тестом готовности клиента на серьезный проект. Если этот вопрос возникает, и тем более если он возникает как претензия к консультантам, с этим клиентом мы не работаем.
Мы отправляем его к нашим коллегам-психологам. Ибо сначала надо научиться нести ответственность за свою собственную жизнь – а уже потом пытаться сделать что-то серьезное с бизнесом.
Иначе ведь все равно ничего не получится.
Последние комментарии