Дети не всегда делают то, что мы им говорим, но они совершенно точно делают то, что делаем мы.
Они видят, что теория, которую мы им транслируем как «правильное поведение», — это всего лишь теории, а не практика, и мы себя так не ведем. Дети практикуют то, что практикуем мы. Если мы врём, прячем и лицемерим, они будут поступать так же. Они видят способ существования, который позволяет выжить, и копируют его, потому что воспринимают как выигрышный.
Если папа директор и хозяин в доме и при этом врёт и слова не держит, значит, так и надо. Ребенок наблюдает, кто из родителей лучше всего устроился в жизни, и выбирает его модель. И всё, что нам не нравится в наших детях, — это, скорее всего, пусть наивная уродливая, но копия наших собственных действий.
Мы говорим, что нужно быть трудолюбивыми, а сами приходим домой и валяемся у телевизора с банкой пива. Мы говорим, что нужно хорошо учиться, а у самих дипломы с тройками.
Ребенок перенимает все технологии, которые приняты в его семье. Если мы ведём себя иначе, когда приходят гости — по-другому относимся друг к другу, становимся вежливее, внимательнее, начинаем притворяться, — то и ребенок учится этому. Если гостям мы говорим, что мы им рады, а за глаза их критикуем, не стесняясь в выражениях, то и ребенок усваивает: так и надо поступать.
Павел Эрзяйкин, Ваши дети — не ваши дети
“начинаем притворяться, — то и ребенок учиться этому.” –
Если родители неправильно пишут тся-ться, то и дети тоже 🙂
А вообще, в психологии где-то читал: дети ставят цели родителя противоположного пола, а добиваются их средствами родителя своего пола. Или наоборот, не помню точно.
Благодарю за корректировку, Иван! )))